Sasha Patikov (patikov) wrote,
Sasha Patikov
patikov

Category:

Интервью для журнала MAXIMUM

ПО «ТУ» СТОРОНУ ФОТОГРАФИИ

Фотограф — человек, который всегда находится «по ту сторону фотографии». Но нам мало известно о том, что же таится в душе у художника, когда щелкает затвор его фотоаппарата. Объяснить чувства фотографа, рассказать то, откуда мэтры фотоискусства черпают вдохновение, как становятся профессионалами, чем занимаются в свободное время и какую технику используют в работе, в разговоре тет-а-тет нам рассказал фотограф и руководитель сайта Geometria Александр Патиков.

Несмотря на то, что Geometria пользуется уже большой популярностью, тебя в городе всё же знают как ди-джея. Как случилось, что ты взялся за фотоаппарат?

Я отношусь к тем людям, которые вообще не слушают и не воспринимают «попсу». Я до сих пор не слышал ни одного трека Нюши, или, к примеру, Фабрики, я даже не слушаю радио. В нашем городе клубная культура стала развиваться лишь в 2006 году. Электронная музыка всё больше стала пользоваться популярностью в клубах. В то время я и начал работать в этом направлении. Тогда было много людей, которые также, как и я, играли электронную музыку. С тех пор прошло 5 лет. Сейчас они все разъехались кто-куда. Да и сама клубная культура стала другой. Посмотрите что происходит сейчас: каждую пятницу почти во всех клубах дискотека с хитами прошлых лет. Только никто не задумывается, что прошлое никогда не даст людям развитие, и сейчас играю исключительно на своих вечеринках. И для развития – окружающих нас людей и самих себя, мы открыли сайт Geometria. И вы прекрасно понимаете, что когда начинаешь заниматься каким-то делом, например, издавать журнал, нужно знать все стороны этого вопроса. Поэтому я и решил взять в руки камеру. Только я не отношусь к тем фотографам, которые много снимают, что называется, «для себя». Просто нет времени чтобы снимать снежинки и закаты. Я научился на определённом уровне снимать людей, которые приходят на светские события, на различные мероприятия, в клубы. Я делаю это для сайта - своего проекта Geometria. Поэтому ди-джеинг на данный момент – это хобби, а фотография и Geometria – работа. Сейчас я нахожусь на этом этапе. В январе я переезжаю в Хабаровск – там будет другой. Через год планирую уехать заграницу – и вновь будет новый этап.

Как ты относишься к тому, что сейчас всё больше людей покупают дорогую технику и начинают заниматься фотографией. И буквально через неделю начинают гордо именовать себя фотографами?

Так это же прекрасно, когда человек покупает себе фотоаппарат чтобы заняться фотоделом! Но вместе с этим, назвать фотографом себя может каждый, а тех, кто говорит в современном мире о себе: «Я – художник!» или «Я – поэт!», вовсе не так много. Да и пускай они называют себя кем угодно. Однажды проводился эксперимент. Взяли одного фотографа, который знал теорию и имел хороший практический опыт. Его фотоаппарат дали в руки маленькому ребёнку. Результат потряс всех. Снимки, сделанные ребёнком, вызывали бурю эмоций. А фотографии профессионала, как он себя называл, не отличались особенным характером. Поэтому я считаю, что как только человек посмотрел в объектив фотокамеры – он может назвать себя фотографом. Что будет дальше – зависит от него самого.

Не считаешь, что в таком случае количество может превысить качество? Фотомусор не «съест» настоящие профессиональные снимки?

Если взять наш город, то здесь можно «курить трубку». У нас настолько маленькая конкуренция, что опасаться нам нечего. В больших городах – есть такая вероятность. В большом городе талантов больше, а гонорары за съёмку меньше. Поэтому приходится «крутиться», работать. А то, что человек пошёл в магазин и купил себе фотокамеру – не означает, что он сразу начнёт хорошо снимать. До этого момента еще пройдёт немало времени. Я смотрю на свои снимки годовалой давности и понимаю, что тогда я практически ничего не знал о фотографии из того, что знаю сейчас. С уверенностью могу сказать, что с тех пор я сделал большой шаг вперёд.

Как считаешь, профессиональный фотограф – кто это?

Я не сторонник такого слова как профессиональный. Для меня профессиональный фотограф – это как профессиональный художник. Например, я не хочу чтобы мою свадьбу снимал профессиональный фотограф. Знаю – он сделает технически грамотные фотографии, но мне нужна идея, задумка. Так же мне не нужно чтобы на мои фотографии смотрели и говорили: «Да, это профессиональный фотограф». Хочу, чтобы мои фотографии вызывали другие эмоции. Каждый понимает, что для качественного снимка нужны определённые условия: качественная техника, условия съёмки. Я же абстрагируюсь от этого понятия. Фотограф – это человек, который оставляет в памяти людей положительные моменты их жизни. Кстати, есть фотографы, которым просто не везёт. Например, делает он снимок. В итоге – хорошее качество, удачный сюжет, но на заднем плане может что-то промелькнуть, что испортит весь снимок. Мне знакомы и такие люди, хотя они называют себя профессионалами.

Тогда что значит для тебя понятие хорошая фотография?

Тяжело судить. Считаю, что хорошая фотография та, которая нравится с первого взгляда. За каких-то 15 минут могу отсортировать огромное количество фотографий. Впечатление складывается только по первой секунде. Если начинать прикидывать: можно где-то подрезать, цвет убрать или что-то другое – это уже однозначно неудачный кадр. Хорошая фотография получается сразу на фотоаппарате, а не в фотошопе.

И всё же, фотография – это вдохновение или наука?

Это сложный вопрос. Здесь должно присутствовать то и другое. Например, мы делали снимок для обложки журнала. Мнения разошлись. Фотограф – он видит все мелочи – глубину цвета, баланс белого и другое. Это то, что относится к науке. Обычный человек видит только картинку. Здесь важно первое впечатление от увиденного. Вот здесь важно вдохновение. Когда два эти понятия соединены в одном кадре – значит, всё удалось.

Как выглядит твой мир через объектив фотокамеры?

У меня все снимки, я не постыжусь этого слова – гламурные. Я такой фотограф. Считаю, если в кадре девушка – она должна выглядеть максимально красиво. Кстати сказать, Geometria – это мир красивых людей. Поэтому и мой мир через объектив фотокамеры выглядит красиво.

Критика для тебя – что это?

Критика для меня – это воздух. Мне очень часто её не хватает. Постоянно стараюсь показывать свои фотографии разным людям. Важно мнение каждого. Другое дело, когда я вижу зависть. Очень часто приходится сталкиваться с этим чувством. Не стану скрывать – есть фотографы, которые уже не один год снимают, но о них никто не знает. И тут вдруг пришла Geometria. На ряду с похволой сразу поползли слухи и неприкрытая зависть. И никто здесь не понимает, что мы не студийные фотографы. У нас даже студии своей нет – она нам совсем не нужна.

Получается, что в основном ты специализируешься на репортажной съёмке, а не на постановочной?

Я могу в студии выставить свет, взять фотоаппарат и начать снимать модель. Сделать от ста до трёхсот снимков. Из них 3-5 фотографий обязательно окажутся хорошими. Да вот только так сможет каждый. Мы же фотографируем само событие. У нас есть лишь 15 секунд на человека, за которые можно сделать три фотографии. И если этот человек не получился – он не будет размещён на сайте, а если и будет, то когда себя увидит – будет расстроен. Наша задача этого не допустить. По сути, мы можем снимать как парад 9 мая, так и гламурную вечеринку в клубе. И это, я считаю, здорово.

Съёмка твоей мечты?

Эта съёмка будет однозначно не в этой стране. Вообще, я мечтаю много путешествовать. Объехать весь мир с фотоаппаратом в руках. Хочу в молодости добиться того, чтобы в старости я смог просто путешествовать в своё удовольствие. Поэтому съёмка мечты – это в любом случае смена локации.

Чтобы ты посоветовал тем, кто только хочет начать фотографировать?

Брать в руки в фотоаппарат и фотографировать. И есть ещё один важный момент. Я живу напротив школы №8. На ней написаны три слова: «Учиться, учиться, и еще раз учиться». Это главное. Я знаю много людей, которые утром берут в руки фотоаппарат, а вечером «вконтакте» у них появляется альбом под названим «Мои шедевры». Для меня это несколько странно. Например, у меня до сих пор даже портфолио как такового нет. Считаю, что лучше сперва научиться и уже потом показывать свои фотографии людям. Чтобы, как минимум, не было стыдно. Кроме этого, не стоит экономить на технике. И хотя фототехника достаточно дорогое удовольствие – лучше один раз потратиться, чем потом расстраиваться по поводу того, что прогадал. Компромиссов здесь нет.

Беседовала Юлия Волкова, журнал MAXIMUM, Январь 2012

Скриншоты:
1.

2.

3.
Tags: maximum, sasha patikov, Интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments